Информация о лучших практиках реализации мероприятий национального проекта «Здравоохранение» ХМАО – Югры
В рамках реализации регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», в целях оптимизации работы медицинских организаций, повышения удовлетворенности населения доступностью и качеством первичной медико-санитарной помощи путем внедрения в деятельность медицинских организаций методов бережливого производства, на основании приказа Департамента Здравоохранения ХМАО- Югры от 25.09.2020 № 1343 «О реализации мероприятий по созданию и тиражированию «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» в период 2020-2024 годов» в 2020 году в реализацию мероприятий по созданию и тиражированию НММО участвовало 110 структурных подразделений (поликлиник) медицинских организаций, в 2021 году в процесс включилось еще 12 участников – 122 структурных подразделения (поликлиник) медицинских организаций автономного округа.
К 2024 году запланировано участие всех медицинских организаций (поликлиник) – 159 структурных подразделений (поликлиник) медицинских организаций автономного округа.
При проведении анализа листов проблем в МО выявлены следующие факторы, влияющие на неудовлетворенность пациентов:
- Длительное ожидание в регистратуре
- Долгий дозвон в регистратуру
- Отсутствие доступности в предварительной записи на прием
- Отсутствие доступного для понимания расписания работы врачей
- Длительное ожидание в очереди у кабинетов (на прием к врачу, в процедурный кабинет), отсутствие записи
- Пересечение потоков здоровых и больных посетителей
- Длительные сроки прохождения диспансеризации, профилактических осмотров
- Длительный процесс ожидания перед плановой вакцинопрофилактикой
- Длительное ожидание оформления листков временной нетрудоспособности
В целях решения выявленных проблем в МО заведено и реализовано 267 проектов по улучшению:
Направление проекта по улучшению |
Количество проектов |
Доля, |
Работа регистратуры медицинской организации |
113 |
42 |
Другое |
62 |
23 |
Профилактический прием |
30 |
11 |
Лечебно-диагностический прием врача |
23 |
9 |
Вакцинация |
15 |
6 |
Лекарственное обеспечение |
13 |
5 |
Диагностические исследования |
11 |
4 |
В ходе реализации проектов по улучшению достигнуты следующие целевые показатели:
Наименование цели |
Текущий показатель |
Целевой показатель |
Сокращение (количество раз; %) |
Время ожидания в очереди при обращении в регистратуру |
30-35 мин |
15 мин |
В 2 раза |
Время ожидания записи к врачу в регистратуре |
10 мин |
3-5 мин |
В 3 раза |
Время пребывания пациента около кабинета |
10-90 мин |
5-10 мин |
В 2-9 раз |
Время ожидания приема врача пациентам с признаками неотложного состояния |
180 минут |
90 минут |
В 2 раза |
Время ожидания перед процедурным кабинетом |
30 мин |
3 мин |
В 10 раз |
Время ожидания осмотра перед проведением вакцинопрофилактики |
До 31 минуты |
До 4 минут |
В 8 раз |
Время ожидания приема для получения справки |
50 мин |
30 мин |
В 1,6 раз |
Количество посещений взрослого населения при прохождении медицинского осмотра и/или первого этапа диспансеризации |
до 6 посещений |
1-3 посещения |
В 2-6 раз |
Количество пересечений потоков при прохождении диспансеризации, профилактических медицинских осмотров с иными потоками пациентов в поликлинике |
До 8 пересечений |
До 3 пересечений |
В 3 раза |
Выписка льготных лекарственных препаратов отдельных категорий граждан |
48 часов |
24 часа (в электронной форме) |
В 2 раза |
Количество выданных листков нетрудоспособности в электронном виде |
До 58 % |
До 81% |
На 23% |
В 2021 году в МО определены приоритетные направления для улучшений с целью повышения удовлетворенности населения доступностью и качеством первичной медико-санитарной помощи. Сформированы команды проектов для реализации проектов, организовано обучение участников принципам и методам бережливого производства, проведены стартовые совещания (kick-off), утвержден план мероприятий по достижению целевого состояния.